Святые Ангелы отвечали мне: Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах.– Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. Паломничество в монастырь – это духовное путешествие, целью которого является приближение во времени и пространстве к целительному источнику, к святыне.
«Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола, здесь раскрываются глаза, а там, в миру, действительно, много чего не видно, закрыто греховной суетой», – говорил
прп. Варсонофий Оптинский. Молитвенная сосредоточенность, отрешенность от мирской суеты и глубоко осознанная любовь к ближнему – вот что каждой клеточкой чувствует входящий в Святые врата. И потому исповедь в монастыре – это событие в жизни верующего, оставляющее след надолго, возможно, навсегда.
Собираясь в дорогу, многие паломники радуются возможности исповедаться и причаститься в монастырях и заранее готовятся к этому. Монастырская жизнь имеет определенный уклад, что, несомненно, отражается и на том, как проходит исповедь в обители.
Само
Таинство исповеди – это испытание для души, и многие люди теряются, забывают то, о чем помнили 10 минут назад или размышляли накануне. Подходя к аналою, человек в волнении и страхе может забыть то, в чем хотел покаяться. По этой причине священники порой советуют заранее записать те грехи, которые вы собираетесь исповедать. Такой список послужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.
И нередки такие случаи, когда крещеному, но невоцерковленному человек вдруг открывается нечто, и он ощущает в себе горячую потребность приникнуть к источнику Света и, если на то будет разрешение исповедующего иеромонаха, причаститься Святых Таин Христовых. Отправляясь в паломничество, многие стремятся участвовать в богослужениях в посещаемых обителях и храмах и причащаться Святых Христовых Тайн. В процессе подготовки к этому Таинству у паломников часто возникает ряд вопросов: как постится в дороге, как вычитывать положенное правило перед Причастием, и т.д.
Как проходит ТаинствоЖелающему исповедаться следует прийти пораньше: желательно не опаздывать, Таинство начинается чтением чинно последования, в котором должен молитвенно участвовать каждый исповедник на исповеди. Войдя в храм, необходимо занять очередь – в монастыре на исповедь обычно собирается много народа, и это надо обязательно учитывать. Перед тем как подходить к батюшке, желательно повернуться к людям лицом и сказать вполголоса: «Простите меня, грешного (или грешную)», и ждущие в очереди ответят: «Бог простит, и мы прощаем».
Во все время Таинства на аналое лежат Крест и Евангелие. Для нас это символизирует незримое присутствие Спасителя. Подойдя к аналою, перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонив голову, можно приступать к исповеди.
После того как священник выслушает или прочитает вашу исповедь, возможно, задаст вопросы для разъяснения ситуации, даст наставление или совет. После этого иеромонах накладывает на голову кающегося епитрахиль и читает разрешительную молитву. Это означает возвращение Божьей милости.
После этого исповеднику следует дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись,
принять благословение батюшки и пойти на свое место
Целование Креста и Евангелия символизирует нашу готовность жить по заповедям. Ведь в Таинстве исповеди происходит непосредственная встреча человека с Богом – исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, священник же в данном случае является посредником между Богом и человеком.
Пост +молитва +исповедь
1.Пост. Как правило, паломническая поездка связана с продолжительными по времени переездами.
Православная Церковь допускает послабление поста для путешествующих из-за несения ими тягот дороги. Однако мера этого послабления у обычного путешественника и у паломника, готовящегося к Причастию, несомненно, различаются. Многое зависит от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Если оно совершается Великим постом, представляется неправильным вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или, в крайнем случае, молочными продуктами. Если же речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, не будет большого греха в употреблении мясных продуктов, если это нужно для подкрепления сил. В ресторане гостиницы или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не оказаться в наличии. В этой ситуации, а особенно когда человек живет в гостинице, где завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста неизбежно. Однако в этой ситуации оно допустимо.
Для говеющих паломников, достаточным строго поститься в день накануне Причастия. Бывает, что паломники, приезжая, например, в Святую Землю, причащаются чуть ли не ежедневно. В этом случае пост может быть еще более облегчен, однако, желательно все-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребления другой пищи.
Минимальное требование не вкушать мяса хотя бы в день накануне Причастия. Известны случаи, когда в монастырях в российской глубинке отказываются причащать паломников потому что они не постились накануне. Это своего рода проявление фарисейства и ревности «не по разуму».
Пастырям по этой причине нужно помнить, что от паломников нельзя требовать того же, что от собственных прихожан, нельзя накладывать «бремена неудобоносимые» на чужих духовных чад.
Всем известно, что причащаться нужно натощак. Но, надо помнить, что лекарства едой не являются. Естественно пищевые добавки и витамины сюда не относятся. Употребление же необходимых для жизни лекарств, например, диабетиками, не является грехом и препятствием к Причащению.
Так же существует заблуждение, что перед Причастием нельзя чистить зубы. Когда мы идем в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта. Нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед Причастием.
2.Молитвенное правило. Отправляясь в паломничество, особенно если речь идет о дальних странах, люди стараются поклониться наибольшему количеству святынь. У них зачастую не остается времени, чтобы спокойно вычитать молитвенное правило, требующее более часа. Вычитывание привычного для нас правила, состоящего из трех канонов и акафиста, не является непременным условием подготовки к Таинству Причащения. В некоторых местах, например, на Афоне, оно состоит совсем не из канонов, поскольку они звучат на богослужении, а из Иисусовой молитвы, поклонов и чтения Священного Писания. Нужно осознавать, что паломники, посещая святые места, как правило, читают там Евангелие, акафисты, тропари и молитвы, а все это уже является молитвенным предстоянием перед Богом.
Сам по себе труд паломника — это, в первую очередь, молитвенный подвиг. Не столь важно, какие именно молитвы читает человек, важно, что он молится. Правило можно сокращать при нехватке времени, в зависимости от конкретных условий и возможностей самих паломников. Нужно помнить, что в паломничество отправляются разные люди и то, что может сделать один человек, не всегда по силам другому. Правило может быть различным в зависимости от воцерковленности и степени готовности человека к его восприятию. Если он никогда раньше не причащался, неразумно и даже бессмысленно давать ему такую большую нагрузку. По возможности можно прочитать покаянный канон и последование ко Святому Причащению, или ограничиться молитвами ко Причащению. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников. Прп. Ефрем Сирин
3.Исповедь. К сожалению, случается, что, исповедуясь в незнакомом монастыре или храме, человек сталкивается с неожиданными и неприятными обстоятельствами. Порой на исповеди священнослужители начинают спрашивать о том, принял ли паломник ИНН, паспорт, задавать другие подобные вопросы, или же заставляют каяться в надуманных «профессиональных» грехах. Если священник не допускает до Причастия человека, который состоит в зарегистрированном государством, но не венчанном браке, то он имеет право пойти к другому священнику, исповедаться и причаститься. По мнению Православной Церкви зарегистрированный государством брак не является греховным,
«неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14).Еще один непростой вопрос связан с распространившимися сейчас поездками «к старцу», которые предлагают некоторые паломнические организации. У нас, к сожалению, вообще утрачено правильное понимание того, что такое старец. К нам это понятие пришло от православных греков. В Греции это старший монах, духовник монастыря. Он может быть духовно опытным или не очень, любвеобильным или суровым. Это не связано с какими-то особыми духовными качествами. У нас в России понятие «старчество» идет от Оптинских старцев. Это были великие подвижники, пламенные молитвенники, которые всем нам подают пример духовной жизни. Испокон веков на Руси паломники посещали не только святые места, но и людей, которые с особой силой являли в себе образ Божий — преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. К ним шли за духовным утешением, духовной поддержкой, за словом правды. Но сейчас у нас утвердилось мнение, что старец — это святой, то есть человек святой жизни и обязательно ясновидящий. И к таким людям начинается паломничество на коммерческой основе. Прежде чем идти за советом, и чтобы не получить духовного вреда вместо пользы, нужно обязательно узнать, на каком основании этот человек называется старцем и каково мнение о нем местного архиерея.
Весьма разумно поступают те паломники, которые предварительно перед поездкой исповедуются у своего приходского священника, а, будучи в святых местах, причащаются. В этом случае человек в паломничестве имеет возможность причаститься неоднократно в разных храмах без исповеди. Конечно, все это можно делать только по благословению духовника.
Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений, зачастую неправомерных. На деле канонических
препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует. Согласно Апостольским постановлениям, естественное месячное истечение у женщины не делает ее недостойной или не способной к участию в церковной молитве. Практика возбранять женщинам в «критические дни» посещать храм, существующая в некоторых наших приходах, сложилась под влиянием традиций иудейского законничества, Ветхого Завета. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. «Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, …по необходимости естественной». Женщинам «в нечистоте» можно посещать храм, молиться, прикладываться к иконам, к святыням, ставить свечи, нельзя только причащаться.
Можно прочитать по этому вопросу мнение уважаемого Патриарха Сербского Павла (ныне покойного) о женской “нечистоте”.Находясь в паломнической группе, спокойно и со смирением преодолевайте возникающие неудобства и трудности, проявляйте внимание и доброту к каждому, смотрите, не нужна ли кому ваша помощь, не осуждайте, не спорьте, не пускайтесь в пустые разговоры. Не для праздного время препровождения, а для усовершенствования себя следует предпринимать путешествие к святым местам.
В помощь благочестивому паломнику как здороваться с батюшкой: Благословите, батюшка!
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.
Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более!
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Однако, не стоит подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником.
Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.